Страховое мошенничество

Страховое мошенничество

 

 

 

Страховые компании, несмотря на конкурентную борьбу за клиентов, объединяют свои усилия и делятся друг с другом методами борьбы с мошенничеством. Так, участники автострахования сплотились под руководством Российского союза автостраховщиков. Он запустил три года назад проект «Бюро страховых историй», в рамках которого страховщики взаимодействуют по вопросам противодействия мошенничеству.

Сразу после принятия закона об обязательном страховании РСА разработал «Концепцию организации взаимодействия страховых организаций по борьбе с мошенничеством и иными правонарушениями в автостраховании».

В результате деятельности комиссии в Уголовный кодекс в 2012 году были внесены поправки, появилась статья 159.5 УК РФ «Мошенничество в сфере страхования».

Против страховщика совершаются преступления, имеющие характер страхового мошенничества. И здесь интересна статистика, которая разделяет правонарушения по сфере, в которой осуществляется страхование:

- 62 % случаев – это мошенничества в сфере страхования автотранспорта;

- всего 10,2 % – это правонарушения, связанные со страхованием жизни и здоровья;

- 22 % – все остальные виды имущественного страхования.

В сфере страхования случаются просто вопиющие случаи мошенничества. Ниже самые нашумевшие аферы последних лет.

 

Автомобиль, погибший дважды

 

 

 

Автовладелец из Армавира через агента заключил договор страхования КАСКО на авто с компанией «МАКС», а через шесть месяцев подал в страховую заявление об угоне автомобиля. По словам клиента, его машину выкрали со стоянки одного из ресторанов Армавира. Сумма компенсации по договору страхования авто составляла два миллиона рублей. Служба безопасности страховой провела расследование, в ходе которого выяснилось, что более года назад (до заключения договора страхования с компанией «МАКС») «украденный» автомобиль получил сильные повреждения и не подлежал ремонту. Также было установлено, что кузов авто, ключи и комплект документации страхователь приобрел у предыдущего владельца. После оформления договора страхования клиент продал кузов машины на металлолом, получив за него восемь тысяч рублей. После продажи кузова клиент обратился в страховую с заявлением об угоне авто. Правоохранители прекратили расследование по делу об угоне и открыли новое уголовное производство по обвинению клиента по статьям, предусматривающим ответственность за страховое мошенничество и преднамеренно ложное уведомление сотрудников правоохранительных органов о совершенном правонарушении.

 

Сокрытие заболевания

 

 

Проживающая в Краснодаре женщина решила обмануть страховую компанию ВСК и получить компенсацию на сумму двадцать миллионов рублей по договору страхования жизни и здоровья. Жительнице Краснодара поставили диагноз, связанный с нарушением опорно-двигательного аппарата. Это заболевание хроническое и является прямым показанием к оформлению инвалидности. Вместо того, чтобы отправиться на ВКК, женщина пошла в банк, где по фальсифицированным справкам о заработной плате получила кредит в размере двадцати миллионов рублей. После получения кредита женщина подписала с ВСК договор страхования жизни и здоровья, по которому инвалидность первой или второй группы является страховым событием, за что полагаются компенсационные выплаты.

О диагностировании заболевания, которое является основанием для получения группы инвалидности, клиентка страховую не уведомила. Подождав четыре месяца, застрахованная подала заявление в бюро медико-социальной экспертизы и оформила нетрудоспособность. С документами на руках клиентка обратилась к страховой компании с требованием о выплате компенсации по договору страхования. Службе безопасности ВСК удалось установить, что диагноз клиентке установили до получения кредита и подписания договора страхования. В ходе судебного разбирательства женщину признали виновной в попытке мошенничества и приговорили к трем годам условного наказания.

 

Подделка дома

 

 

А жители Волгограда изобрели новый метод махинаций. Они оформили договор страхования жилья с ВСК на сумму в шестьдесят восемь миллионов рублей. Вот только вместо реальных домов они застраховали муляжи. Представлены муляжи были в качестве строящихся жилых домов, общая площадь которых составляла две тысячи квадратных метров. Расположены несуществующие дома были в сельской местности.

В качестве доказательств расходов на строительство аферисты предоставили в страховую пакет поддельной документации, включающий счета, договоры на выполнение строительных работ и другие финансовые документы. Через несколько месяцев после оформления договора страхования несуществующие дома сгорели, а мошенники обратились за получением страховой компенсации. Подобный факт вызвал подозрение, и работники службы безопасности ВСК начали расследование. Они выяснили, что элитная новостройка на самом деле оказалась муляжом. Сгорели не особняки, а подсобные помещения без фундамента, крыши, окон и коммуникаций. Клиенты при заключении договора страхования умышленно обманули сотрудника ВСК, который его оформлял. Завышение реальной стоимости застрахованного имущества понадобилось для увеличения компенсации за его повреждение при наступлении страхового инцидента. Раскрытие факта страхового мошенничества стало обоснованной причиной для отказа страховой в выплате аферистам компенсации. Однако решить дело миром мошенники не захотели. Они обратились с иском в суд с требованием взыскать со страховой компании положенную компенсацию в размере шестидесяти восьми миллионов рублей. Представителям страховой удалось доказать свою правоту в суде. В полиции возбудили уголовное дело по факту мошенничества в особо крупных размерах. Уже другой, уголовный, суд вынес приговор в виде условного наказания с испытательным сроком на два года.

 

Застраховалась от невыезда

 

 

Сотрудница туристической фирмы получила компенсацию от страховой компании «РЕСО-Гарантии» в сумме семи миллионов рублей, сфальсифицировав страховое событие. Женщина оформила договор страхования «невыезда». Он предусматривает компенсационную выплату в размере понесенных на приобретение путевки затрат, если выехать невозможно по причинам, не зависящим от клиента. Разработанная схема мошенничества оказалась проста: пользуясь своим должностным положением, женщина оформляла договоры страхования на клиентов, сведения о которых были в базе данных турфирмы. Большинство людей даже не подозревали, что они стали участниками страхового мошенничества. Туроператор разработала целую схему мошенничества: она фальсифицировала отказы консульств о предоставлении виз, финансовые документы об оплате путевок. В течение нескольких лет аферистка умудрилась получить страховые компенсации от имени ста пятидесяти ни о чем не подозревавших клиентов. А ее доход от мошенничества составил семь миллионов рублей. После открытия уголовного производства и вручения обвинения бывший турагент находится на подписке о невыезде. Судебного решения по делу еще нет. А мошеннице «светит» до десяти лет тюремного заключения.

 

Сегодня мошенники осваивают цифровое пространство. Самый распространенные случаи– это фейковые сайты, выдававшие поддельные полисы ОСАГО и использование интернет-продаж для мошенничества. В целом, пока цифровизация на пользу, скорее, страховщикам, чем мошенникам, она сильно повышает возможности страховщиков по обмену информацией.

Есть три известных примера по информационному обмену, которые нам позволяет делать «цифра». Первый – это бюро страховых историй (БСИ), дающее страховщикам возможность обмениваться информацией по истории страхователя, сейчас оно достаточно хорошо работает по машинам.

Второе – это обмен данными с ФОИВами. Теперь мы можем проверять информацию, которую страхователь предоставляет в электронном виде в рамках заключения договора ОСАГО, напрямую обращаясь в базы ФОИВов. Закон нам дает возможность реагировать, в случаях, когда нам предоставляется заведомо неправильная информация.

Третий, менее известный случай обмена информацией – это межгосударственные соглашения по борьбе с мошенничеством между Россией и государствами СНГ (в первую очередь, это Казахстан). Это позволяет оценивать и управлять рисками угона – мы видим факты пересечения границ, у нас есть данные, там они тоже есть, и ими можно обмениваться. Сейчас прошли первые «пилоты», РСА проведена большая работа, результаты мы оцениваем положительно.

Что касается высокотехнологичного мошенничества, заметных случаев пока немного. В основном, все по старинке. Но суммарно мошенничество в личном страховании пока приносит значительно меньше потерь, чем имущественное страхование.

Метод противодействия интернет-мошенничеству прост. Он состоит в блокировании Интернет-ресурсов, предлагающих приобретение поддельных страховых полисов. Только за последние два месяца этого года правоохранителям удалось заблокировать триста таких сайтов.

Несмотря на активное противодействие мошенничеству, внедрение новых методов борьбы с ним, желающих обогатиться за счет страховой немало. Только повышение правовой культуры граждан и улучшение уровня жизни населения способно минимизировать преступную деятельность мошенников.

 

Наши статьи