РСА подготовил поправки к закону об ОСАГО, позволяющие страховым компаниям бороться с автоюристами и мошенниками. В них предлагается ограничить срок сообщения о страховых случаях до пяти дней.
Пока что законодательство ограничивает срок обращения в страховую организацию только в одном случае: в течение пяти дней необходимо сообщить о ДТП, оформленном без участия сотрудников полиции (так называемый европротокол). Однако такая форма не используется водителями часто – за 2017 год к европротоколу обратились 33% водителей.
В новых же условиях, по версии РСА, пятидневный срок ограничит возможности для мошенничества. Например, когда участник ДТП обращается в страховую компания через полтора года после аварии. По прошествии такого количества времени разобраться в обстоятельствах ДТП страховщикам сложно, а задерживать выплату или отказывать в ней опасно из-за штрафа. Этим часто пользуются мошенники, считают в союзе.
В РСА тогда пояснили, что в случае принятия поправок недобросовестным автоюристам, которые выкупают у пострадавших права требования и начинают тянуть со временем, подводить страховщика по срокам, чтобы страховщик заплатил ему штраф в виде неустойки и так далее придется работать по закону и не злоупотреблять правом.
Пятидневный срок обращения за выплатами по ОСАГО, предложенный Российским союзом автостраховщиков (РСА), это слишком мало, тогда как разумным сроком может быть, например, 30 дней с возможностью его продления. «Мы пока не готовы закрепить это в законе. А если человек попал в больницу после аварии?…. 5 дней – этого мало. Человек попал в аварию. Ему надо разобраться с ГИБДД, пострадавшими. Что, он должен бежать, забыть про все, лечь в больницу потом, а сейчас пойти заявление писать?», – сказал Моисеев. «Какой-то разумный срок я готов рассмотреть. 30 дней может быть разумным сроком, но в то же время, если у человека медицинские показания, он одинок, никто не напишет за него заявление. Можно, например, сделать 30 дней с возможностью продления срока, если есть, допустим, медицинская справка о том, что он был госпитализирован», – добавил он.
При этом министерство может обсудить вопрос повышения штрафа за езду без ОСАГО, который должен быть сопоставим с выгодой, которую получает отказавшийся от приобретения полиса автовладелец.
Заместитель министра финансов Алексей Моисеев считает, что нужно увеличивать штрафы для водителей, не оформивших полис ОСАГО для автомобиля. Новая сумма штрафа должна быть соразмерна выгоде водителя от пренебрежения страховкой.
По его словам, люди, которые ездят без полиса ОСАГО, представляют собой общественную опасность. "Мои права как добропорядочного участника дорожного движения нарушаются людьми, которые виноваты в ДТП и не имеют ОСАГО, они не возместят мне ущерб", — отметил Моисеев.
Сейчас сумма санкции составляет 500–800 руб., что недостаточно для пресечения и предотвращения нарушений, потому что ОСАГО стоит около 4000 руб., то есть не покупая полис, водители получают выгоду, даже если заплатят штраф.
По мнению замминистра, автомобили без полиса ОСАГО надо фиксировать на камеры, но в вопросе есть и развилка, которую нужно разрешить. "В принципе, если происходит фиксация камерами, человек проехал десять раз без полиса — десять раз получил штраф? С другой стороны, люди будут говорить, что нельзя за одно нарушение брать штраф больше одного раза. Это надо будет доказывать. Рассуждая рационально — если человек совершил одну поездку в один день без полиса и его поймали, то нарушение все равно одно", — продолжил Моисеев. "Другой вопрос — более философский: если завтра он поехал опять без полиса, это одно нарушение или уже другое? Считаю, фиксацию через камеры, безусловно, надо делать. Это хорошая история, возможности для этого есть", — добавил он.
С 1 сентября 2018 года должен был стартовать пилотный проект контроля с помощью средств видеофиксации за отсутствием ОСАГО у столичных водителей. По замыслу инициаторов, куда вошли как правоохранительные ведомства, так и РСА, камеры должны были сплошным потоком вести запись всех перемещающихся по столице автотранспортных средств, а ночное время производить обработку данных.
При этом ожидалось, что повторный штраф за страховку дважды в один день выписан не будет, даже если водитель без страховки «засветится» перед несколькими камерами. Но вот на следующие сутки, попав в объектив камер контроля, водителю вновь бы пришло «письмо счастья». Окончательную сверку соответствия сведений об отсутствии страховки с базой данных РСА должен был проводить живой человек, а не автоматика.
Инициатива была впервые озвучена еще в 2016 году, но затем была смещена на 2018 год и уже с 1 сентября должны были быть вынесены первые штрафы с камер за отсутствие ОСАГО. И вот проект вновь отложен, как сообщают auto.vesti.ru.
@2018 Стратег. Все права защищены.